Жалюзи от производителя - деревянные, мультифактурные или алюминиевые жалюзи


Кирилл Астапов


О "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года"


(Статья была опубликована в журнале "Экономист", №2, 2001 г.)



В уходящем десятилетии XX века в России произошла коренная трансформация социально-экономического отношений, которая привела к формированию новой экономической системы. Но процесс трансформации не завершен и страна вновь стоит перед необходимостью выбора программы экономического развития. В представленной работе проведен краткий анализ стратегии развития российской экономики до 2010 года, разработанной в фонде "Центр стратегических разработок", дана качественная оценка возможных последствий реализации этой программы.

Основной идеей Стратегии провозглашается модернизация экономики на основе либеральных принципов при сохранении значительной роли государства в реализации базовых общественных функций (защита прав собственности, создание равных условий конкуренции). Авторы Стратегии утверждают, что выбор данного варианта является наилучшим из трех возможных: радикальная либерализация, восстановление дирижисткого социального государства и так называемая модернизация экономики. Между тем, теория и практика макроэкономического регулирования значительно шире и не ограничивается вышеперечисленными альтернативами. В преамбуле Стратегии провозглашается, что выбранный курс модернизации экономики единственно правильный и оптимальный. Но что понимают авторы под модернизацией экономики? В первую очередь отметим, что радикальная либерализация рассматривается авторами стратегии как "шоковая " терапия с целью создания капитализма конца XIX - начала XX века. Под восстановлением дирижистского социального государства подразумевается возврат к тотальному планированию, подавлению частной инициативы. Таким образом, провозглашенная в Стратегии модернизация экономики представляет, по сути, радикальную либерализацию с выполнением государства только основных, неотъемлемых функций. Макроэкономическое регулирование при этом сводится к проведению пассивной бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики и антимонопольных мер.

Нельзя забывать, что кроме вышеупомянутых трех основных направлений макроэкономической политики существуют и другие промежуточные альтернативы, в том числе построение социального рыночного государства. Примером могут служить отдельные периоды модернизации экономики во Франции, Японии, Швеции и в других странах.

Предложенная Стратегия предусматривает переход к "субсидиарному" государству с утверждением нового социального договора в обществе, приватизацией многих социальных функций. В настоящее время, несмотря на существование предпосылок для нового социального договора, широкая общественность не обладает достоверной информацией о возможных последствиях и конкретных результатах реализации данной программы. В подобной ситуации проведение инициатив государства может быть затруднено, поскольку население ожидает заметного улучшения социально-экономического положения в краткосрочной перспективе, в то время как программа рассчитана на длительный период. В этом есть и доля недоработки программы стратегического развития. Несмотря на насыщенность программы конкретными мероприятиями, в ней отсутствуют расчеты последствий их реализации, что дает широкие возможности для критики.

Основными причинами, тормозящими реализацию потенциала, в Стратегии названы следующие три причины.

Первая - неблагоприятный деловой климат, вызванный излишним вмешательством государства в экономику. В самом деле, в России вмешательство власти в экономику велико. Проблема заключена в том, что многие макроэкономические решения принимаются без комплексного анализа их последствий, а на политической целесообразности и коррупционных интересах. Соответственно, есть два пути решения - вообще отказаться от регулирования экономикой, либо осуществлять регулирование в строго установленных правовых рамках с определением ответственности каждого уровня власти за принятие и реализацию тех или иных экономических решений. Авторы выбирают наиболее простой способ решения данной проблемы и доказывают тезис, что государство следует отказаться от регулирования экономики. С нашей точки зрения, необходимо расширять государственное регулирование инвестиционной деятельности в тех отраслях, где частный сектор не может рассчитывать на высокую рентабельность в краткосрочной перспективе, увеличивать объемы государственных закупок сельскохозяйственного сырья у отечественных производителей и т.п. Эти методы государственного регулирования должны четко регламентироваться законом. Проведение конкурсов по проектам, включающим государственное финансирование, должно носить реальный, а не фиктивный характер.

Второй причиной, тормозящей развитие экономики, в Стратегии называется обременительная для общества государственная финансовая система. Но налоги всегда обременительны, часто возникает искушение сокрыть доходы и таким образом "оптимизировать" налоговые отчисления. Нельзя не согласиться с авторами программы в том, что существовавшая на протяжении девяностых годов налоговая система играла искажающую и дестимулирующую роль в национальном хозяйстве. Однако цель реформы должна состоять не только в уменьшении налоговой нагрузки на экономических агентов, а в том, чтобы сделать налоговую систему менее угнетающей, более эффективной и справедливой, одновременно обеспечивая достаточный объем финансовых ресурсов государства.

И третье. Неэффективная структура экономики, в которой преобладает производство товаров с низкой добавленной стоимостью. Это является ключевой проблемой российской экономики. Внешнеэкономическая конъюнктура на сырьевые и энергетические ресурсы в настоящее время складывается благоприятно. Лишь в этой сфере российские экспортеры пока имеют стабильные рынки. Однако подобная ситуация воспроизводит разделение экономики на два слабо взаимодействующих сектора - экспортный и импортозамещающий. Для развития отечественной экономики основным вопросом является, будет ли внутренний сектор экономики развиваться, постепенно повышая конкурентоспособность производимых товаров, или внутренний рынок будет отдан импортерам. Государство должно задействовать такие экономические механизмы, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности продукции отечественных производителей. Однако этот ключевой вопрос не нашел должного отражения в программе развития российской экономики до 2010 года.

Теоретически, ликвидация указанных барьеров послужит стимулом для развития экономики. Однако выбор инструментов, которые будут использованы для достижения указанных целей, в конечном счете определит успех либо поражение.

Будущее российской экономики зависит от мобилизации ее внутренних резервов. В то же время в долгосрочной программе развитие российской экономики в значительной мере определяется внешнеэкономическими факторами. Однако роль иностранной помощи, вообще, и зарубежных инвестиций, в частности, не стоит переоценивать. Россия воспринимается западноевропейскими деловыми кругами как коррумпированная страна с достаточно низким потенциалом развития. Действительно, на протяжении 1990-2000 годов доля России в мировом ВВП сократилась. В отраслевой структуре российской экономики преобладают сырьевые отрасли. Эксперты международных организаций определили, что выпадение российского экспорта из международной торговли может быть компенсировано за счет других замещающих ресурсов в течение 3 лет.

Тем не менее, в российской экономике в 1999-2000гг., согласно официальным данным Госкомстата, возрастала доля перерабатывающих отраслей (темп роста в перерабатывающих отраслях превышал темп роста в добывающих). Повышение темпов роста ВВП обусловлено не только ростом количества производимой продукции, но и легализацией теневого сектора экономики. Действительно, данные динамики промышленного производства по отраслям (см. таблицу) демонстрируют, что наиболее высокие темпы роста производства наблюдаются в легкой промышленности, химической и нефтехимической, черной металлургии. Поскольку темпы роста в этих отраслях в на 15-30% превышают темпы роста в ТЭК, представляется обоснованным предположить то, что реальные процессы в экономике связаны не столько с ростом производства, сколько с легализацией "теневой" реализации продукции предприятиями различных отраслей экономики. Следует отметить, что возможности роста энергетического сектора экономики ограничены, а без роста в энергетике развитие других отраслей экономики (в рамках существующих технологий) весьма затруднительно. В подобной экономической ситуации государство не должно отказываться от регулирования экономических процессов в ТЭК, а наоборот выработать ориентиры для развития предприятий энергетической отрасли. Государство должно принять ответственность за регулирование тарифов в энергетической отрасли. При этом государство еще осталось крупным собственником на рынке производства и передачи электроэнергии. К примеру, доля государственного сектора в общем объеме произведенной электроэнергии в текущем году превысила 80% 1 (без учета атомных электростанций).


Таблица. Динамика промышленного производства по отраслям.


Название отрасли 1999 к 1998 (%) январь-июнь 2000 к 1999 (%)
Электроэнергетика 100,2 101,6
Топливная промышленность 102,4 104,8
Пищевая промышленность 107,5 112,4
Цветная металлургия 108,5 115,0
Черная металлургия 114,4 122,7
Машиностроение и металлообработка 115,9 115,3
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 117,2 117,1
Легкая промышленность 120,1 135,2
Химическая и нефтехимическая промышленность 121,7 118,8

Источник: Доклад "Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за январь-июнь 2000 года". Министерство экономического развития и торговли РФ, ГКС.

Основными факторами, обусловившими рост промышленного производства в 1999-2000 гг. явились:

Надо отметить, что в программе недостаточно используется те инструменты экономической политики, применение которых во многом обусловили положительные результаты 1999 и 2000 годов. Более того, теоретическая база стратегии развития российской экономики основана на монетарной теории, в то время как адекватность выводов монетаризма для экономик переходного периода часто может вызывать сомнения.

Теперь перейдем от проблем промышленной политики к другим актуальным вопросам, достаточно подробно освященным в стратегической программе. Значительное внимание в программе уделяется социальному аспекту проводимых преобразований. Предусматривается коренное реформирование пенсионной системы, в частности формирование накопительной схемы пенсионных выплат. В настоящее время налоговая система не обеспечивает достаточного уровня поступлений во внебюджетные социальные фонды. Отсутствует заинтересованность работника в увеличении пенсионных взносов, поскольку обязанность по их уплате полностью возложена на работодателя. В этой связи отмена 1%-го взноса в пенсионный фонд, выплачиваемый непосредственно работником, представляется поспешным шагом.

В программе рекомендуются либеральные подходы для изменения финансирования социальных мандатов государства. Отмечается, что отказ от всеобщего бесплатного здравоохранения позволит остановить скрытую коммерциализацию государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, повысить качество медицинских услуг предоставляемых населению. Переход на новые принципы финансирования и использование принципов страховой медицины позволит сократить неэффективное финансирование здравоохранения. Таким образом, государство отказывается от поддержки всех, обеспечивая адресную помощь только тому, кто относится к незащищенным слоям населения. В связи с недостаточной эффективностью критериев оказания конкретной финансовой помощи практическое воплощение указанных мероприятий проблематично, потребует значительных расходов и приведет к расширению бюрократии в области здравоохранении.

Реформирование бюджетной политики будет основываться на приведении социальных расходов государства в соответствии с его возможностями, концентрацией ресурсов на решении ограниченного количества ключевых задач. В настоящее время около 60% непроцентных расходов сосредоточено на уровне региональных и местных бюджетов. В Стратегии также отмечается, что переданные на региональный уровень финансовые ресурсы не соответствуют их обязательствам, что позволяет региональной власти перекладывать ответственность на федеральный центр, сохраняя при этом неограниченные теневые полномочия. Подобная ситуация приводит к "выборочным" секвестрам, скрытому субсидированию, росту неплатежей и денежных суррогатов в экономике. Целью бюджетной реформы является повышение эффективности экономических решений и ответственности всех уровней власти. Трудно не согласиться с представленными выше тезисами о необходимости дальнейшей бюджетной реформы. Тем не менее, реализация на практике шагов по реформированию бюджетных отношений приобрела не столько экономический, сколько политический характер. Налоговые доходы, собираемость которых высока (НДС), переводятся в федеральный бюджет, в то время как субнациональным бюджетам остаются сложно контролируемые налоговые поступления. Кроме того, регионы лишаются значительной доли доходов за счет отмены оборотных доходов. При этом регионам из федерального бюджета будут перераспределять значительные финансовые ресурсы, но заинтересованность органов власти субъектов Федерации в расширении налогового потенциала будет снижаться.

Прежде чем перейти от стратегии экономических реформ к текущей экономической политике в России, проведем анализ основных долгосрочных целей экономической политики в США.

Основные принципы, положенные в основу развития экономики США, сформулированные в экономическом послании Президента конгрессу Соединенных Штатов.(Economic Report of the President, February 10. 2000). Развитая экономика США позволяет расставить следующие приоритеты экономического развития:

В докладе отмечается, что стабильное положение экономики США создает дополнительные возможности для ускоренного роста, особенно за счет развития современных технологий и дальнейшей экспансии на зарубежных рынках. Основная цель стратегии - повысить жизненный уровень американцев (причем не просто в среднем, а для всех групп населения, в том числе коренных американцев, чернокожего населения и других этносов) за счет повышения стандартов образования и здравоохранения, а следовательно и конкурентоспособности американских товаров на международном рынке. Предусматривается расширение государственных инвестиций в новые технологии и науку, проведение денежной политики таким образом, чтобы ставка процента находилась на низком уровне, дополнительная поддержка предприятий малого бизнеса. В области бюджетной политики предполагается достижение значительных размеров профицита с целью полного погашения внутреннего государственного долга к 2013 году.

Как видим, основные положения стратегии развития экономики США в принципе коррелируют с изложенными принципами стратегии развития экономики России. Однако существенное различие в "стартовых" условиях затруднит выход России на новую траекторию развития при использовании либеральных принципов реформирования экономики.

Теперь перейдем от долгосрочной стратегической программы к краткосрочной и посмотрим, насколько принципы Стратегии реализуются в текущей экономической политике. При подготовке основного финансового закона государства - федерального бюджета был разработан прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 год и параметры социально-экономического развития Российской Федерации до 2003 года.

Основной целью социально-экономической политики на период с 2001 до 2003 года декларируется создание условий, гарантирующих права собственности, обеспечивающие равные условия конкуренции, приведение финансовых обязательств государства в соответствие с имеющимися ресурсами. Основные положения данной программы Правительства в целом соответствуют Стратегии развития экономики до 2010 года. Проведем анализ основных социально-экономических показателей развития российской экономики на период 2001-2003 годы.

Основными направлениями экономической политики определены:

Прогноз основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2001-2003 годах разработан по двум сценариям: в первом случае предполагается благоприятная экономическая конъюнктура, а во втором допускается возможность кратковременного воздействия негативных факторов как в мировой, так и в российской экономике.

При развитии позитивного сценария рост реального ВВП в 2001 составит 4% (при инфляции 12%), а в условиях неблагоприятного развития объективных события - 2% (при инфляции 18%). При этом в обоих случаях инвестиции в основной капитал будут примерно одинаковые и составят 1300 млрд. руб. (индекс-дефлятор 118) и 1310 млрд. руб. (индекс-дефлятор 121) соответственно. Рост реальных доходов населения составит 5% и 3%. Таким образом, в двух сценариях прогнозируется улучшение основных социально-экономических показателей в реальном выражении.


Таблица. Основные социально-экономические показатели развития российской экономики в 2001-2003 годах.

Показатели Сценарий 1999
отчет
2000
оценка
2001
прогноз
2002
прогноз
2003
прогноз
             
ВВП,
млрд. руб.
  4546 6450      
в % к предыдущему году 1 103,2 105,5 104,0 104,8 105,3
  2 103,2 105,5 102,0 103,0 103,5
             
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю в %            
  1 136,5 120,0 112,0 110,0 108,0
  2 136,5 120,0 118,0 112,0 109,0
             
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.   659,3 1030,0      
в % к предыдущему году 1 104,5 109,0 107,0 110,0 112,0
  2 104,5 109,0 105,0 107,0 108,0
             
Розничный товарооборот, млрд. руб.   1722,8 2190,0      
в % к предыдущему году 1 92,3 106,0 105,0 106,0 107,0
  2 92,3 106,0 103,0 104,0 105,0
             
Реальные располагаемые доходы населения в % к предыдущему году            
  1 85,2 107,0 105,0 106,5 106,6
  2 85,2 107,0 103,0 104,5 105,9
             
Уровень зарегистрированной безработицы в % к ЭАН            
  1 2,2 2,0 2,4 2,8 3,2
  2 2,2 2,0 2,2 2,4 2,5
             
Экспорт, млрд. долл. США            
  1 74,7 92,1 85,2 87,9 89,4
  2 74,7 92,1 83,0 82,7 82,9
             
Импорт, млрд. долл. США            
  1 40,4 42,1 45,6 48,9 52,8
  2 40,4 42,1 44,7 47,6 51,0

Источник: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 год и параметры социально-экономического развития Российской Федерации до 2003 года (часть 2)

Авторы социально-экономического прогноза в качестве основных факторов роста российской экономики рассматривают:

  1. Рост реальных денежных доходов. Полагаем, что этот фактор может оказать не только позитивное, но и негативное воздействие, поскольку при существенном росте доходов населения при невысокой инфляции платежеспособный спрос вероятно переключиться на импортные товары. Поэтому необходимо не только прогнозировать рост доходов населения в целом, а иметь детальные планы об изменении уровня доходов населения в различных имущественных группах. Если рост доходов затронет в большей степени высокообеспеченные группы населения, то можно ожидать, что платежеспособный спрос в первую очередь будет расширяться на импортные товары, в то время как при росте доходов среднего класса, можно обоснованно ожидать пропорционального роста потребительского спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей. При этом повышение располагаемых доходов населения связано не только с увеличением заработной платы, доходов от собственности и т.п., но и с изменением налогового законодательства - снижением ставки подоходного налога.

    Таким образом, в прогнозе социально-экономического развития российской экономики справедливо выделена основная проблема российской экономики - способна ли экономика отреагировать ускоренным развитием российской промышленности и сельского хозяйства на расширение конечного спроса или произойдет расширение импорта. Предложенная в программе стратегического развития экономическая политика не направлена на решение данной проблемы. Сокращение импортных пошлин на все товары (в том числе и товары высокой степени переработки), искусственная поддержка курса доллара при росте доходов населения приведет к повышению спроса на импортные товары. Таким образом, в прогнозе отсутствует проработанный анализ развития отечественной промышленности, что не только не позволяет выработать четкую среднесрочную стратегию развития экономики, но и ставит под сомнение достоверность полученных выводов.

  2. Улучшение финансового состояния предприятий. При рассмотрении данного фактора экономического роста необходимо подчеркнуть, что повышение доли денежных расчетов при реализации товаров и услуг в первую очередь должно затронуть инфраструктурные отрасли экономики. Поскольку бюджетные предприятия зачастую расплачиваются за электроэнергию денежными суррогатами, порождается волна неплатежей. Для улучшения финансовых показателей предприятий необходимо проявить политическую волю и отказаться от взаимозачетов, привести бюджетные обязательства в соответствие с финансовыми возможностями государства и выполнять их в полной мере.

  3. Оздоровление банковской системы и расширение кредитования реального сектора экономики. Инвестиции в реальный сектор экономики в связи с низкой капитализацией банковского сектора и отсутствием долгосрочных финансовых ресурсов будут осуществляться, прежде всего, за счет собственных источников предприятий. Поэтому не стоит преувеличивать роль банковского сектора в финансировании инвестиций в отечественную промышленность 2. Одновременно возникает вопрос, нужна ли столь долгая и дорогая реформа банковского сектора, если во многих странах банки финансируют лишь краткосрочные проекты? Для привлечения долгосрочных финансовых ресурсов целесообразно проводить эмиссию ценных бумаг, что предполагает наличие развитого фондового рынка. При этом сказанное отнюдь не означает, что нет необходимости реформирования банковского сектора.

Вместе с прогнозом социально-экономического положения России и проектом закона о федеральном бюджете на 2001 год на рассмотрение Федерального собрания Российской Федерации представлены многочисленные приложения, позволяющие проводить анализ тенденций в макроэкономической политике. Особый интерес представляет проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерацией на 2001 год. Сумма несвязанных заимствований находится в пределах 3,95 млрд. долларов США (из них около 44% приходится на долю МВФ), а целевых иностранных заимствований - 0,85 млрд. долларов. Подробный перечень целевых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями и правительствами иностранных государств, позволяет выделить следующие основные направления использования кредитов: приобретение вычислительной техники, консультационные услуги, программное обеспечение, оборудование для модернизации различных производственных циклов, дорожные и строительные работы. Для привлечения подрядчиков при выполнении подобного рода работ, как правило, привлекаются зарубежные специалисты.

И в заключение остановимся на центральной идеи проводимых реформ - изменении налогового законодательства. В целом, принятие четырех глав части второй Налогового Кодекса позволяет упростить существующую налоговую систему, сделать ее более гибкой и справедливой.

Изменение налогового законодательства в основных аспектах соответствует стратегической программе развития российской экономики до 2010 года и предусматривает:

Налоговая реформа затронет перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. В 1999 году 75% НДС поступало в федеральный бюджет (но экспортерам возмещалось 100% НДС из федерального бюджета) и 25% в бюджеты субъектов Федерации. С 2000 года 100% НДС направляется в федеральный бюджет. Изменения налогового законодательства привели к тому, что финансовые ресурсы перераспределились от центра к регионам. По новому налоговому законодательству налоговые поступления в федеральный бюджет увеличатся на 29,3 млрд. руб., в то время как консолидированный бюджет уменьшится на 55,6 млрд. руб.. В налоговом законодательстве помимо введения в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации изменился порядок возмещения затрат по вводимым в эксплуатацию законченных капитальных строительных объектов. До 01.07.2000г. возмещение НДС по капитальным расходам, осуществляемым самими предприятиями, не производилось. Расширение перечня товаров, облагаемых по ставке 10%, приведет к снижению поступлений в федеральный бюджет на сумму 37,7 млрд. руб.. С учетом изменений в таможенном законодательстве (унификация ставок ввозных таможенных пошлин и сокращение размера вывозных таможенных пошлин) консолидированный бюджет получит на 137,7 млрд. руб., а федеральный - на 53,1 млрд. руб. меньше, чем в условиях законодательства на начало 1999 года. Тем не менее, федеральная власть создает дополнительные механизмы финансовой поддержки регионов. Предусмотрена компенсация расходов территориальным дорожным фондам в размере 20,3 млрд. руб. В целом, вследствии централизации государственных финансов снижение налоговых доходах коснется первой десятки наиболее обеспеченных регионов.

Таким образом, результаты проведенного анализа показывают, что текущая финансовая политика государства проводится в соответствии с основными принципами Стратегии. Определение четких долгосрочных целей, более тщательное прогнозирование основных социально-экономических показателей при реализации тех или иных мер экономической политики, бесспорно послужат усилению программы, обеспечит большую возможность реализации основных задач экономической стратегии государства.



Примечания:

1. В соответствии с новыми рекомендациями Минэкономики России в государственный сектор экономики включаются показатели следующих хозяйствующих субъектов:

  • государственные унитарные предприятия и государственные учреждения
  • акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находится в федеральной собственности
  • дочерние предприятя, материнская компания которых имеет государственный пакет акций, превышающий 50%
  • предприятия, входящия в холдинг, головная компания которого имеет государственный пакет акций, превышающий 50%


2. В тоже время, наряду с вопросом о том, почему коммерческие структуры не инвестируют средства в доходные проекты, возникают сомнения достаточно ли высокорентабельных инвестиционных проектов в российской экономике.