| Аналитическая антропология | Главная страница |


Асклепий VIII
Человек - творец земных богов
(из книги "Высокий Герметизм", Азбука, 2001, стр.229-230).


Господин и отец, всевышний бог - создатель небесных богов, и равным образом человек есть творец тех богов, к которым позволено приблизиться в храмах. Человек не только получает свет, но и дарует его, он не только стремиться к богу, но и сам создает богов. Ты, похоже, удивлен, Асклепий, неужто даже тебе, как и обычным людям недостает веры?

Асклепий. Я в смущении, Трисмегист; тем не менее я принимаю твои слова. Я полагаю, что человек, удостоенный столь великого счастья, в высшей мере благословен.

Гермес. И по праву: он заслуживает нашего восхищения как величайшее из всех живых существ.

Далее, род небесных богов создан из наиболее плодотворной и чистой части природы, и единственные их видимые знаки есть словно подобия голов. Боги же, которых создает человек, как и он, имеют две сущности: божественную, которая исконна и наиболее чиста, и человеческую, - и последняя есть материя, из которой сделаны такие боги. У них имеются не только головы, но и тела со всеми их органами, ибо человек, помня о своей природе и своем происхождении, остается верным им в воспроизведении божественного: подобно тому как отец и господин сотворил вечных богов по подобию своему, так и человек создает собственных богов по своему подобию.

(24a) Асклепий. О Трисмегист, ты, я надеюсь, имеешь в виду не статуи?

Гермес. Конечно статуи, Асклепий. Видишь, сколь велики сомнения даже у тебя. Одушевленные статуи, наделенные сознанием и духом, которые совершают великие и необыкновенные дела: существуют прорицающие статуи, которые предсказывают будущее, например в сновидениях и многими другими способами; имеются те, которые поражают нас болезнями или, напротив, исцеляют от недугов, причиняют боль или радость - в зависимости от того, чего мы заслуживаем.



Асклепий XIII
Человек - творец богов
(из книги "Высокий Герметизм", Азбука, 2001, стр.257-260).


Давайте теперь вернемся к человеку и к его божественному дару - разуму, благодаря которому человека называют разумным животным. Все то, что я сказал о нем, вызывает восхищение, и наибольшего удивления достойно то, что человек смог раскрыть свою божественную природу и привести ее в действие. Наши дальние предки пребывали в сомнениях относительно истины, касающейся богов, и не обращали внимание на благочестие и богопочитание. Однако затем они открыли искусство творить богов из некоторой материальной сущности, подходящей для этой цели и почерпнутой ими из природы космоса. И поскольку они не могли вложить в них созданные ими души, они призывали души демонов и вкладывали их в священные изваяния посредством божественных таинств; и эти изваяния получали способность творить добро или зло.

В качестве примера, Асклепий, мы можем привести твоего дальнего предка, первооткрывателя искусства врачевания. В его честь воздвигнут храм на горе в Ливии, на берегу реки крокодилов, где покоится материальный человек, то есть тело; все же остальное, лучшая его часть или, вернее, он сам в целом, ибо сознательная жизнь и есть весь человек, счастливо вернулась на небеса. И теперь он приходит на помощь к людям, когда те больны, но лишь в своей божественности, словно воплотившись во все те лечебные средства, которыми он пользовал при жизни.

Храм Гермеса, моего предка, чье имя я ношу, находится в городе, которому также было дано его имя (имеется в виду египетский город Гермополь Великий, современный Эль-Ашмунейн, расположенный на левом берегу Нила, на широте приблизительно 27 4? - прим. перев.); он охраняет и поддерживает всех тех смертных, которые отовсюду приходят к нему за помощью и напутствием.

Что же до Исиды, супруги Осириса, то мы знаем, сколь благодетельна она для людей, когда она к ним благосклонна, и сколь опасна, когда разгневана. В самом деле, земные боги легко впадают в гнев, потому что они созданы людьми из двух природ. И именно потому в Египте существует культ священных животных, которых объявили таковыми еще при своей жизни; в их лице каждый город чтит душу того, кто дал им законы и чье имя он носит. Поэтому, Асклепий, то животное, которое почитается одними, часто не удостаивается никакого культа у других; потому-то города Египта порой и ведут между собой священные войны.

(38а) Асклепий. А какими своими свойствами, Трисмегист, эти боги, называемые земными, столь выделяются, что возвышаются над нами?

Гермес. Эти свойства, Асклепий, определяются травами, камнями и благовониями, которые имеют определенную божественную сущность. Поэтому такие боги любят частые жертвоприношения, гимны и похвалы и нежную музыку, напоминающую небесную гармонию; воспоминания о небе, причиной которых является их небесное происхождение, и позволяет им оставаться в своих изваяниях, а также помогает им вынести столь долгое пребывание среди людей. Вот в каком смысле человек есть творец богов.

[Переход к части XIV]

(38b) Однако не думай, Асклепий, что поступки земных богов случайны. Небесные боги обитают в небесных высотах, и каждый из них занимает то место, которое предназначено ему в удел, и управляет им. Каждый же среди наших богов так, как ему это свойственно по природе, руководит тем, что ему предназначено. Они предвещают будущее, даруя свои знамения, и касаются эти знамения тех вещей, которые зависят от их промысла; они приходят к нам на помощь словно союзники, родственники или друзья.



Сергей Агабеков
Комментарии

Точное время возникновения герметической традиции не известно. Предположительно, датировка герметических текстов относится к первым векам нашей эры (2-3 вв.), кодификация произведена примерно в 6 веке. Первым, кто датировал тексты первыми веками нашей эры, был швейцарский филолог 17-го века Исаак де Казобон (Немецкая волна, передача "Религия и церковь", Гермес Трисмегист, 2000 г.).

Герметическая традиция делится на так называемый "высокий" и "низкий" герметизм. Высокий герметизм представляет собой, основные сборники философско-богословских трактатов - "Герметический корпус", "Асклепий", фрагменты из "Антологии" Стобея и других авторов. Низкий герметизм включает в себя трактаты по алхимии, астрологии, магии. К низкому герметизму относятся такие трактаты как "Изумрудная скрижаль", "Иатроматематика", "Койраниды", "О растениях двенадцати знаков" и другие.

Первый латинский перевод трактатов, составляющих высокий герметизм, был сделан в 1463 году итальянским неоплатоником Марсилио Фичино (Немецкая волна, передача "Религия и церковь", Гермес Трисмегист, 2000 г.). Перевод "Герметического корпуса" был сделан с рукописи византийского философа 11 века Михаила Пселла ("Высокий Герметизм", Азбука, 2001, стр.11), которая сохранилась до настоящего времени. "Асклепий" имеется только в латинском переводе.

Современные исследователи рассматривают трактаты герметической традиции как результат синтеза гностических и монотеистических принципов, греческой философии. Возвышение мифологической личности Гермеса Трисмегиста вне зависимости от наличия или отсутствия реального прототипа принято рассматривать как результат смешения египетских и греческих культов, имевшего место в последние столетия существования греко-римской цивилизации. Действительно, герметические тексты обильно насыщены геометрическими образами, греческими терминами, философскими концепциями и именами богов греческого пантеона (Асклепий V, "Высокий Герметизм", Азбука, 2001, стр.220).

Герметическая традиция признает существование бога-творца всего (Ум-Отец) и объемлющего все, но при этом находящегося вне чувственно постигаемого мира, Слова (бога-сына), Демиурга, сотворенных им богов (7 правителей, они же семь планет), управляющих миром и земных богов, сотворенных людьми. Между всеобъемлющем телом и зодиакальным кругом расположены 36 деканов - хранителей космического порядка. Деканы имеют при себе слуг и воинов - литургов, парящих в эфире и наполняющих его, так "чтобы не было в нем места, где не располагались бы звезды" (Фрагменты, "Высокий Герметизм", Азбука, 2001, стр.296). Ум-Отец, Ум-Демиург и Слово образуют герметическую триаду. Ум-Отец обладает андрогинной природой.

Проточеловек, сотворенный Умом-Отцом изначально обладал божественной природой, его падение произошло в результате любви к нему 7 правителей, состоящих из низших элементов и сообщивших ему часть собственной природы. Пав, человек вынужден подчиняться власти 7 правителей - Судьбе (Поймандр I, "Высокий Герметизм", Азбука, 2001, стр.34-35). Таким образом, высокий герметизм дает обоснования астрологическим доктринам. Тело в герметической традиции рассматривается как низшая, смертная субстанция, ведущая человека к вечной погибели, в силу чего почитается аскеза. Спасение достигается посредством богопознания, почитания богов и помощи со стороны Ума-Отца (Герметический корпус VII, "Высокий Герметизм", Азбука, 2001, стр.83).

Приведенные выше отрывки - главы из сборника "Асклепий", посвященные земным богам, вероятно, наиболее загадочная и магическая часть среди текстов высокого герметизма. Следует обратить внимание на то, что во втором отрывке говорится о храме Гермеса, предка Гермеса повествующего. Это означает, что в герметических текстах под именем Гермес Трисмегист либо выступают разные персонажи, либо речь идет об одном и том же лице но до и после физической смерти (изменения).


| Аналитическая антропология | Главная страница |